Виртуальная книжная выставка «Некрасов – детям»

«Я детского глаза люблю выраженье, его узнаю я всегда» 

В 2021 году отмечается 200-летие со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (10.12.1821-8.01.1878).

В поэзии Николая Некрасова детская тема занимает особое место. Понимая, какую огромную роль в жизни ребёнка играет детское чтение, для своих маленьких читателей он издаёт циклы стихотворений, «посвящённые русским детям». Через поэтические строчки он открывает детям красоту мира и природы, передаёт искреннюю радость жизни, учит добру и состраданию, пробуждает в них стремление к учёбе и труду, бережному отношению ко всему живому. 

Особое отношение у Некрасова к крестьянским детям. Не случайно одно из главных произведений поэта так и называется – «Крестьянские дети». Автор размышляет об их жизни, восхищается, любуется, сочувствует им. С теплотой и нежностью он рисует ситуации, характеры детей.

Все серые, карие, синие глазки

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

В то же время он описывает и трудности жизни крестьянских детей, которые рано взрослеют, отягощённые тяжёлым трудом. За описанием бытовых сцен скрыто волнение за будущее маленьких героев, проступает тема тяжёлой судьбы русского народа.

В стихотворении Некрасова «Мужичок с ноготок» (отрывок из поэмы «Крестьянские дети») автор рассказывает, как «однажды, в студёную зимнюю пору» он вышел из леса и увидел, как в гору поднимается «лошадка, везущая хворосту воз».

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

От мальчика автор узнал, что его зовут Влас, ему миновал шестой год, и что он из большой семьи, в которой только двое мужчин – он и его отец. «Малюточка» ведёт себя как большой мужчина: разговаривает басом, отвечает встречному так, что становится ясно – ему некогда попусту тратить время на разговоры. Мальчик «рванул под уздцы и быстрей зашагал». Автор говорит, что увиденная им картина выглядела ненатурально – будто бы он в «детский театр попал». Но, к сожалению, всё было настоящим – и мальчик, и лес, и гружённая хворостом лошадь. «Всё настоящее русское было». И картины, подобные этой, тревожат умы честных людей.

В стихотворении «Плач детей» Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение маленьких тружеников, вынужденных работать на фабриках и заводах. С большой силой здесь запечатлена картина каторжного труда детей. Вместо беспечного времяпровождения, игр на свежем воздухе, простого ничегонеделания дети крутят колесо на фабрике под присмотром старухи, не дающей им спуска. Они до одурения, превозмогая дикую усталость, с отчаянием выполняют порученное им задание.

Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей,

Из-за них, вы слышите ли, братья,

Тихий плач и жалобы детей?

В стихотворении «Школьник» лирический герой встретил на дороге оборванного мальчика с книжкой в котомке. Поэт испытывает радость от того, что мальчик идёт учиться, пытается его ободрить. Он рассказывает ему о Ломоносове и говорит, что у мальчика всё получится, если тот будет честно трудиться. Поэт приводит юных читателей к мысли, что человек – сам творец своей судьбы и может всего добиться трудом.

В основу стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» положены реальные факты. Некрасов был хорошо знаком с крестьянином Мазаем, нередко бывал в его доме и часто вместе с ним ходил на охоту. Это человек мудрый, добрый, отзывчивый и рассудительный, стремящийся прийти на помощь любому живому существу. Весной в половодье он плывёт по реке и подбирает зайцев, спасая их от гибели. Поэт показывает маленькому читателю простую жизнь, прививает уважительное отношение и любовь к крестьянскому люду, описывает необычайную доброту таких редких натур, как дедушка Мазай.

В сборнике «Колосья» опубликованы стихотворения Некрасова о природе и о родине. Любовь к русскому народу, к родной земле и природе сливались у Некрасова в одно чувство. Он всей душой стремился передать это чувство своим маленьким читателям. Осень и зима, весна и лето, русские леса, реки, пшеница и рожь, колышущиеся под ветром, и бегущие волнами колосья поэтически отображены Некрасовым. Полно мелодии изображение зелёного весеннего шума: «шумят повеселелые сосновые леса», «новую песню» лепечет «березонька», «как молоком облитые, стоят сады вишнёвые». Многие строфы, отрывки с поэтическим изображением природы давно вошли в школьные хрестоматии, в сборники для детского чтения.